Содержание
- 1 Внешний вид
- 2 2. Мозговая локализация внимания
- 3 Сегменты спинного мозга
- 4 3. Мозговая локализация памяти
- 5 Серое и белое вещество
- 6 4. Мозговая локализация мышления
- 7 Какие органы человека контролируют работу спинного мозга
- 8 5. Мозговая локализация речи
- 9 Опасность повреждений и травм
- 10 6. Мозговая локализация чтения и письма
- 11 Вопросы к коллоквиуму по теме «Функциональные блоки мозга»
Внешний вид
На передней поверхности по всей длине пролегает срединная щель, которая имеет складку мозговой оболочки – промежуточную шейную перегородку. Сзади выделяют срединную борозду, соединенную с пластинкой глиозной ткани. Эти щели делят спинномозговой столб на две половины, соединенные узким мостиком ткани, в центре которой находится центральный канал. С боков тоже есть борозды – переднелатеральная и заднелатеральная.
Все корешки плотно приближены друг к другу, таким образом формируя спинномозговой нерв. Узловое соединение СМ с двумя парами корешков и есть сегмент СМ. Тело СМ составлено из схожих между собой (гомоморфных) фрагментов. Части СМ объединяются благодаря нервным проводникам с конкретными органами или тканями в теле человека.
Удлиненность того или иного участка тела различна. Всего насчитывается – 31 часть СМ. Самое малое количество сегментов в копчиковой области. В общем строении СМ есть:
- Сегменты поясницы.
- Части крестца, 7.3%.
- Сегменты груди, 56.4%.
- Двойные узлы копчика.
- Части шейного отдела позвоночника.
- Шейные сегменты 23.2% длины всех парных узлов.
Сегменты СМ выглядят как задние и передние точно поочередно отступающие корешки – нервные отрастания. Нужно упомянуть, что данная структура не полностью охватывает центральный канал. Поэтому спинномозговые части находятся выше, чем позвонки. При этом отличие между ними становится больше если смотреть сверху вниз.
К восприимчивым клеткам задних выступов подведены аксоны и дендриты нейронов двойных узлов СМ, которые составляют корешки сзади; от волокон, отвечающих за движение передних выступов отводятся корешки спереди.
Нейроны выступов с боков имеют отношение к вегетативной системе и отвечают за передачу сигналов ко внутренним органам, венам и артериям, секреции, а клеточные образования серого вещества крестцового участка — за обмен импульсами на тазовых органах.
Ответвления клеток выступов сбоку соединяются с корешками спереди. Корешки СМ из позвоночного канала пересекая позвонковые отверстия, направлены сверху вниз на относительно значительный отрезок. Самый большой отрезок в нижнем отделе позвонка, образовывает конский хвост (корешки поясницы, крестца и копчика).
Белое вещество
В анатомии СМ присутствует белая структура. Данный фрагмент ткани обнаруживается вокруг ядер и выглядит как ответвления клеток. Белое вещество составлено из аксонов – они транслируют все электронные сигналы от самых малых ядрышек сомы, до зоны осуществления функции. Это вещество, напоминающее распахнутые крылья бабочки, обладают несколькими выступами, похожими на рога. Существуют передние, задние и боковые отступы. Рога с боков не всегда являются частью сегментов.
Выступы спереди — это нейроны, обеспечивающие двигательную активность организма. А рогообразные сзади — это те нейроны, которые встречают поступающие сообщения от рецепторов. Любой из выступов с боков ответственен за работу системы ответвления нервных волокон человека.В разных частях СМ не совсем одинаков баланс серой и белой структуры.
Это обусловлено неодинаковым числом направленных кверху и книзу ответвлений. Объем серого мозгового образования в спинномозговых элементах низа преобладает. По направлению кверху его содержание уменьшается, а белое вещество напротив, увеличивается, поскольку присоединяются новые восходящие направления, и при верхних шейных отделах и средней области грудного этого вещества самое большое количество. Однако в районе как шейного, так и поясничного увеличения серого вещества больше.
Серое вещество
Данная субстанция СМ- это концентрация массы клеток – нейронов. Здесь находятся их ядра и важные органеллы, которые обеспечивают выполнение собственной функции.Серая структура СМ систематизирована в виде ядер, которые располагаются по всей длине органа. Собственно ядра и выполняют большую часть физиологических задач.
- центральное;
- переднелатеральное;
- заднелатеральное;
- переднемедиальное;
- заднемедиальное.
Восприимчивые отростки малых клеток выступов сзади – характерные нейронные ответвления из чувствительных образований СМ. На выступах сзади структура серого вещества неодинакова. Большинство нейронов имеют собственные ядра (в частности на уровне центрального и грудного отделов).
около шейных и верхних грудных отделов располагается ретикулярная область— пучок из множества нервов, имеющих отношение к активации коры ГМ и функции рефлексов.
2. Мозговая локализация внимания
Литература:
-
Лурия А.Р. Основы
нейропсихологии. – М.: Академия, 2002. –
384 с. (смотри часть 3, главу 3). -
Хомская Е.Д.
Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. –
496 с. (смотри главу 15). -
Данилова Н. Н.
Психофизиология. – М.: Аспект Пресс,
2000. (смотри главу 5). -
Марютина
Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в
психофизиологию.- М.: Флинта, 2002. – 400с.
(смотри раздел 3, главу 6). -
Основы психофизиологии.
Учебник/ отв. Ред. Ю.И.Александров.-М,
1998. -
Психофизиология.
Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер,
2003.
Сегменты спинного мозга
Отделы спинного мозга делятся на пять частей, значение которых зависит не от расположения, а от того, в каком отделе выходящие нервы покидают позвоночный канал. Всего у человека может быть 31-33 сегмента, пять частей:
- шейная часть – 8 сегментов, на ее уровне больше серого вещества;
- грудная – 12;
- поясничная – 5, вторая область с большим количеством серого вещества;
- крестцовая – 5;
- копчиковая – 1-3.
3. Мозговая локализация памяти
Литература:
-
Лурия А.Р. Основы
нейропсихологии. – М.: Академия, 2002. –
384 с. (смотри часть 3, главу 4). -
Хомская Е.Д.
Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. –
496 с. (смотри главу 14). -
Данилова Н. Н.
Психофизиология. – М.: Аспект Пресс,
2000. (смотри главу 6). -
Марютина
Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в
психофизиологию.- М.: Флинта, 2002. – 400с.
(смотри раздел 3, главу 7). -
Основы психофизиологии.
Учебник/ отв. Ред. Ю.И.Александров.-М,
1998. -
Психофизиология.
Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер,
2003.
Серое и белое вещество
На разрезе симметричных половин видна глубокая срединная щель, соединительно-тканная перегородка. Внутренняя часть темнее – это серое вещество, а на периферии светлее – белое вещество. На поперечном сечении серое вещество представлено рисунком «бабочки», а его выступы напоминают рога (передние вентральные, задние дорсальные, боковые латеральные).
Чем образовано серое вещество спинного мозга – оно состоит из тел нервных клеток с отростками без миелиновой оболочки, тонких миелиновых волокон, нейроглии. Основой служат мультиполярные нейроны. Клетки лежат внутри группами-ядрами:
- корешковые – аксоны покидают в составе передних корешков;
- внутренние – их отростки заканчиваются синапсами;
- пучковые – аксоны проходят к белому веществу, несут нервные импульсы, образуют проводящие пути.
Между задними и боковыми рогами серое вдается тяжами внутрь белого, образуя сетеобразное разрыхление – сетчатое образование. Функциями серого вещества ЦНС служат: передача болевых импульсов, информации о температурной чувствительности, замыкание рефлекторных дуг, получение данных от мышц, сухожилий и связок. Нейроны передних рогов участвуют в связи отделов.
Сложной системой миелиновых, безмиелиновых нервных волокон является белое вещество спинного мозга. Туда входит опорная нервная ткань – нейроглия, плюс кровеносные сосуды, незначительное количество соединительной ткани. Волокна собраны пучками, осуществляющими связи между сегментами. Белое вещество окружает серое, проводит нервные импульсы, выполняет посредническую деятельность.
4. Мозговая локализация мышления
Литература:
-
Лурия А.Р. Основы
нейропсихологии. – М.: Академия, 2002. –
384 с. (смотри часть 3, главу 6). -
Хомская Е.Д.
Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. –
496 с. (смотри главу 12). -
Данилова Н. Н.
Психофизиология. – М.: Аспект Пресс,
2000. (смотри главу 9). -
Марютина
Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в
психофизиологию.- М.: Флинта, 2002. – 400с.
(смотри раздел 3, главу 9). -
Основы
психофизиологии. Учебник/ отв. Ред.
Ю.И.Александров. – М, 1998. -
Психофизиология.
Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер,
2003.
Какие органы человека контролируют работу спинного мозга
Ответственным за спинномозговой канал и управление всей работой мозга спинного является главный орган центральной нервной системы – головной мозг. Помощниками выступают многочисленные нервы и кровеносные сосуды. Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного – контролирует ходьбу, бег, трудовые движения. При утрате связи между органами человек в конце практически становится беспомощным.
5. Мозговая локализация речи
Литература:
-
Лурия А.Р. Основы
нейропсихологии. – М.: Академия, 2002. –
384 с. (смотри часть 3, главу 5). -
Хомская
Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер,
2005. – 496 с. (смотри главу 13). -
Данилова
Н. Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс,
2000. (смотри главу 9). -
Марютина
Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в
психофизиологию.- М.: Флинта, 2002. – 400с.
(смотри раздел 3, главу 8). -
Основы психофизиологии.
Учебник/ отв. Ред. Ю.И.Александров.-М,
1998. -
Психофизиология.
Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер,
2003.
Опасность повреждений и травм
Мозг спинной связывает все системы организма. Его структура играет важную роль для выполнения верной работы опорно-двигательного аппарата. Если его повредить, возникнет спинномозговая травма, тяжесть которой зависит от обширности повреждений: растяжения, разрывы связок, вывихи, повреждения дисков, позвонков, отростков – легкие, средние.
Если травма тяжелая, шок длится от нескольких часов до месяцев. Сопровождается патология нарушением чувствительности ниже места травмирования и дисфункцией тазовых органов, включая недержание мочи. Выявить травмы может компьютерно-резонансная томография. Для лечения легких ушибов и повреждений зон могут использоваться медикаментами, лечебной гимнастикой, массажем, физиотерапией.
Тяжелые варианты нуждаются в операции, особенно диагностирования компрессии (разрыв – клетки умирают мгновенно, есть риск инвалидности). Последствиями травмирования мозга спинного служат долгий восстановительный период (1-2 года), который можно ускорить иглорефлексотерапией, эрготерапией и другими вмешательствами. После тяжелого случая есть риск вернуть двигательную способность не полностью, а иногда навсегда остаться в инвалидной коляске.
6. Мозговая локализация чтения и письма
Литература:
-
Цветкова
Л.С. Нейропсихология счета, письма и
чтения: нарушение и восстановление. –
М.: МОДЭК, 2000. – 304 с.
Материалы для
подготовки к занятию
Цветкова
Л.С. Нейропсихология счета, письма и
чтения: нарушение и восстановление. –
М.: МОДЭК, 2000. – 304 с.
Письмо: нарушение
и восстановление
На
ранних этапах овладения письмом
каждая отдельная операция является
изолированным, осознанным действием,
написание слова распадается для
ребенка на ряд задач: выделить звук,
запомнить его, обозначить его
соответствующей буквой, запомнить ее,
написать. По мере развития навыков
письма психологическая структура его
меняется.
Письменная
речь имеет ряд психологических
особенностей: она произвольнее
устной;
уже звуковая форма, которая в устной
речи автоматизирована, при обучении
письму требует расчленения, анализа
и синтеза; синтаксис фразы так же
произволен, как и фонетика.
Письменная
речь — это сознательная
деятельность
и тесно связана с намерением.
Знаки
и употребление их усваиваются ребенком
сознательно и намеренно, в отличие от
бессознательного употребления и усвоения
устной речи.
[…]
— осознанный и
произвольный процесс;
— ее единицей
является монолог;
— она
не контекстна, в отличие от устной речи,
сама себя
порождает,
активизирует, контролирует, пользуясь
методом перебора средств;
— не
имеет дополнительных средств, которые
сделали бы
ее
более экономичной с той же степенью
точности; поэтому она использует
стратегию перебора средств (лексических,
синтаксических, фонетических); поэтому
она избыточна;
— для
своего развития требует абстракции;
она мыслится,
а
не произносится;
— письменная речь
— «алгебра речи»;
— мотивы
интеллектуалистичны.
К
настоящему времени в психологии были
исследованы и сформулированы некоторые
психологические
предпосылки формирования
этого вида речевой деятельности,
нарушение (или несформированность)
которых ведет к различным формам
нарушения письма или к трудностям его
формирования у детей.
Первой
предпосылкой является сформированность
(или сохранность) устной речи, произвольное
владение ею, способность к аналитико –
синтетической речевой деятельности.
Вторая
предпосылка — формирование (или
сохранность) разных видов восприятия,
ощущений и знаний и их взаимодействия,
а также пространственного восприятия
и представлений, а именно:
зрительно-пространственного и
слухо-пространственного гнозиса,
сомато-пространственных ощущений,
знание и ощущение схемы тела, «правого»
и «левого».
Третьей
предпосылкой служит сформированность
двигательной сферы — тонких движений,
предметных действий, т.е. разных видов
праксиса руки, подвижности, переключаемости,
устойчивости и др.
Четвертая
предпосылка — формирование у детей
абстрактных способов деятельности,
что возможно при постепенном переводе
их от действий с конкретными предметами
к действиям с абстракциями.
И пятой
предпосылкой является сформированность
общего поведения — регуляция,
саморегуляция, контроль за действиями,
намерения, мотивы поведения.
В
современной психологии формирование
письма в школе в процессе обучения
рассматривается как сложный, осознанный
и произвольный процесс, а структура
письменной речи — как многоуровневая
и многозвенная. На ранних этапах овладения
навыками письма оно распадается на
ряд отдельных осознаваемых операций,
о которых мы писали выше, и весь процесс
письма развернут по составу операций
и выполняется на произвольном уровне
с обязательным включением речи
(«проговаривание»).
Важно
отметить и тот факт, что, как показали
сравнительные исследования письма
взрослых и детей, развитие письма у
детей не сводится только к тому, что
отдельные операции объединяются,
автоматизируются и т.д., а что участие
в нем отдельных психических процессов,
т.е. психологическое содержание
письма не остается одним и тем же, а
меняется в процессе развития.
Обучение
детей в школе письму представляет
значительные трудности, и поэтому знание
генезиса письма, его психологической
сущности (т.е. на основе каких ВПФ оно
формируется), его структуры, функций,
его места и роли в психической деятельности
необходимы для правильного методического
подхода к обучению письменной речи.
Некоторые исследования последних
лет показали тесную связь трудностей
формирования и недоразвития письма
у младших школьников не столько с
недоразвитием речи, сколько с
несформированностью невербальных форм
психических процессов, таких, как
зрительно-пространственные представления,
ел ухо-моторные и оптико-моторные
координации, общая моторика, с
несформированностью процесса внимания,
а также целенаправленности деятельности,
саморегуляции, контроля за действиями;
к этому времени недостаточно сформированы
и мотивы.
Итак,
краткий анализ психологической сущности
письма и путей его формирования у
детей показывает сложность этого
вида психической деятельности. Письмо
нельзя рассматривать лишь как
идеомоторный акт (как это было раньше)
и как только двигательный (моторный) и
сенсорный акт (как все еще рассматривают
письмо некоторые исследователи и в
наше время).
В
работах многих авторов отмечается
необходимость сохранности указанных
звеньев для нормального осуществления
процесса письма. Так, Р.Е. Левина и P.M.
Боскис указывают на необходимость
сохранности слухового
анализа для
письма как полноценного умственного
действия. В исследованиях А.Р. Лурии,
Л.К. Назаровой, М.Н. Кадочкина, А.Н.
Соловьева, Э.С. Бейн, Р.Е. Левиной и других
говорится о не менее важной роли и
необходимости сохранности
артикуляторного
кинестетического анализа звуков,
с одной стороны, и уточнения места
каждого звука в словах — с другой. В
работах А.Р. Лурии, Р.Е. Шиф, СИ. Кауфман
и др. говорится о необходимости сохранности
зрительных
и мнестических процессов, а
также и сохранности восприятия
пространства.
Эти
процессы имеют большее отношение к
формированию сенсомоторного уровня
письма, на котором формируются навыки
письма. Для формирования письменной
речи небходимым является определенный
уровень развития устной речи, смысловой
сферы и знаний у детей, формирование
целенаправленности в поведении,
личностной и эмоционально-волевой
сферы.
Известно, что личность — это
мультиформное образование, возникающее
при жизни и только в деятельности; не
личность порождает деятельность, а
деятельность формирует личность,
которая является смысловым образованием,
и ее становление идет рука об руку с
формированием и развитием письменной
речи.
Что
касается структуры письма, о которой
подробнее будет сказано ниже, то она
также является весьма сложной. Она
состоит по крайней мере из четырех
уровней и множества структурных звеньев
в каждом из них. Первый уровень —
психологический,
который
решает задачи формирования мотивов,
интереса к письменной речи, смыслового
содержания информации, регулирует и
контролирует деятельность письма.
Следующий
— лингвистический
уровень
организации письменной речи — отвечает
на вопрос, какими
средствами осуществляется
письмо. Этот уровень обеспечивает письмо
лингвистическими, языковыми средствами
реализации процесса, т.е. реализует
перевод внутреннего смысла и содержания,
формирующихся на психологическом
уровне, в
лингвистические
коды — в лексико-морфологические и
синтаксические единицы, т.е. в слова,
фразы и тексты.
Психофизиологический
уровень в
структуре письма осуществляет
совместную работу нескольких анализаторных
систем, которые и лежат в основе письменной
речи. Система анализаторов — это не
сумма, а сложное образование, которое
формируется на основе межанализаторных
связей на всех их уровнях (первичных,
вторичных и третичных полей).
Естественно,
что и мозговая основа письма не может
быть упрощенной и она не может
локализоваться в каком-либо «узком
центре» головного мозга человека.
Неврология и педагогическая психология
конца прошлого столетия, как мы уже
писали выше, упрощенно подходили к
решению этого вопроса, считая, что
существует некий «центр письма», который
они локализовали в премоторной части
двигательного анализатора, считая
письмо только лишь моторной функцией.
Теперь уже стало ясно, благодаря
развитию неврологии, психологии и других
смежных областей научного знания,
что ВПФ, в том числе и письмо, настолько
сложны по своей структуре, что их
невозможно связывать с работой
какого-либо изолированного участка
мозга. Выполнение такого сложного
процесса, как письмо, возможно лишь при
совместной работе ряда мозговых зон,
каждая из которых имеет свою функцию и
обеспечивает то или иное условие
(компонент) формирования и протекания
письма.
Исследования
показали, что письмо
обеспечивается взаимодействием
нижнелобной, нижнетеменной, височной
и затылочной зон коры левого полушария
мозга. Этот
факт говорит о необходимости сохранности
или своевременного формирования
всех этих областей мозга для овладения
письмом. Необходима сохранность как
общей организации совместной
деятельности этих зон, так и каждой из
них.
Таким
образом, письмо и письменная речь
являются одним из сложнейших психических
процессов по способу и времени
возникновения, по связи с устной речью
и другими ВПФ, по структуре и
психологическому содержанию, по его
формированию у детей, по мозговым
механизмам, лежащим в его основе.
Вопросы к коллоквиуму по теме «Функциональные блоки мозга»
1. Проблема
соотношения мозга и психики в истории
психологии.
2.
Предмет психофизиологии. Физиологическая
психология и психологическая физиология.
3. Методы исследований
в психофизиологии.
4. Общий обзор
строения нервной системы.
5.
Структурная и функциональная организация
коры больших полушарий.
6.
Структурно-функциональная модель мозга
как субстрата психической деятельности.
Теория системной динамической локализации
психической деятельности.
7. Первый
функциональный блок мозга.
8. Второй
функциональный блок мозга.
9. Третий
функциональный блок мозга.
10.
Функции спинного мозга. Соматические
и вегетативные рефлексы спинного мозга.
11. Функции
продолговатого мозга. Ядра продолговатого
мозга.
12. Функции таламуса
и гипоталамуса.
13.
Функции подкорковых структур переднего
мозга. Стриопалидарная система.
14. Кора больших
полушарий.
15. Сенсорные и
моторные поля коры больших полушарий.
16.
Первичные, вторичные и третичные поля
коры больших полушарий.
17. Общие принципы
строения и функции сенсорных систем.
18. Зрительный
анализатор.
19. Слуховой
анализатор.
20. Вестибулярный
анализатор.
21. Кожно-кинестетический
анализатор.
22. Вкусовой
анализатор.
23. Обонятельный
анализатор.
24. Функциональная
асимметрия головного мозга.
25. Диагностика
левшества.
26. Психофизиология
двигательных процессов.
27. Уровни организации
двигательных процессов в нервной
системе.
28. Проблема мозговой
локализации психических функций.
29. Мозговая
локализация внимания.
30. Мозговая
локализация памяти.
31. Мозговая
локализация мышления.
32. Мозговая
локализация речи.
33. Мозговая
локализация чтения и письма.
1. Что такое
функциональные блоки мозга? Что обозначает
понятие «блок мозга»?
2. Как
называется 1-й функциональный блок
мозга? Что обозначает это название?
3. Что такое
бодрствующая кора?
4. Какие законы
описывают функционирование бодрствующей
коры?
5. Как
вы понимаете, что такое сила,
концентрированность, уравновешенность,
подвижность нервных процессов?
6. Какие нервные
процессы протекают в «небодрствующей»
(спящей или утомленной) коре? Сравните
их с процессами в бодрствующей коре.
7.
Какие анатомические структуры входят
в 1 -й функциональный блок мозга?
8. Каковы функции
ретикулярной формации?
9. Назовите
источники активации ретикулярной
формации.
10. Что такое
восходящие влияния ретикулярной
формации?
11. Какова роль
лобных долей мозга в работе 1 -го
функционального блока?
12. Что такое
нисходящие влияния ретикулярной
формации?
13.
Почему 1-й функциональный блок называют
энергетическим блоком мозга?
14. Как называется
2-й функциональный блок мозга?
15. Какие анатомические
структуры входят во второй функциональный
блок мозга?
16. Что такое
первичная мозговая кора, каковы ее
строение и функции?
17. Назовите
цитоархитектонические поля первичной
коры.
18. Что такое
вторичная мозговая кора, каковы ее
строение и функции?
19. Назовите
цитоархитектонические поля вторичной
коры.
20. Что такое
третичная мозговая кора, каковы ее
строение и функции?
21. Назовите
цитоархитектонические поля третичной
коры.
22. Что такое принцип
соматотопической проекции?
23. Что такое принцип
контрлатеральности?
24. Назовите основные
законы построения коры во втором блоке
мозга.
25. Раскройте закон
убывающей модальной специфичности.
26. Раскройте закон
прогрессивной латерализации.
27. Раскройте закон
функциональной значимости органа.
28.
Какие области головного мозга созревают
у человека в онтогенезе позднее всего?
29. Почему у человека
по сравнению с другими высшими животными
лучше всего развиты височные, лобные
доли и зона ТРО?
30. Как
называется третий функциональный блок
мозга? Что обозначает его название?
31. Какие анатомические
структуры входят в третий функциональный
блок мозга? На какие части делится этот
блок?
32. Каковы основные
функции третьего функционального блока
мозга?
33.
Назовите цитоархитектонические поля
первичной и вторичной двигательной
коры. Как связаны эти поля между собой?
34. Какой слой клеток
преобладает в четвертом поле и почему?
35. Каковы функции
лобной мозговой коры?
36. Как
объяснить тот факт, что лобная кора
связана со всеми остальными участками
головного мозга?
37. Как связаны
между собой три функциональных блока
мозга?